Размер текста:

Цветовая схема:

Практики обучающихся

Практики обучающихся

Все виды и этапы практик обучающихся организуются в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и среднего профессионального образования, Положениями о практиках, учебными планами по направлениям (специальностям), утвержденными графиками учебного процесса и на основе долгосрочных договоров о сотрудничестве. Общее количество таких договоров – 61.

Ключевой задачей кафедр является обновление содержания программ практик с учетом использования всех имеющихся научно-методических и производственных ресурсов, обеспечивающих адаптацию практико-ориентированной подготовки обучающихся к меняющимся запросам рынка труда и требованиям ФГОС.

В связи с этим возникла необходимость изменения подходов к организации и проведению практик в Филиале, которая заключается в смене акцентов на подготовку к практической деятельности. Поэтому концептуальной основой нового поколения ФГОС СПО считается модульно-компетентностный подход, сущность которого заключается в подготовке выпускников к многофункциональной производственной деятельности. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Основная цель данного подхода – гибкое реагирование на изменения ситуации на рынке труда, ориентация на текущие потребности работодателей.

Реализация модульно-компетентностного подхода обеспечит возможность:

  1. Сочетания инварианта знаний, умений и навыков с актуальными профессиональными потребностями; «знать, что делать», «знать, каким быть», «знать, как научиться», «знать, как жить в обществе».

  2.  Обучения в процессе профессиональной деятельности: возрастание роли конкретных знаний, умений и навыков.

  3.  Активного рефлективного обучения: умение работать в группе, анализ собственных действий, критическое мышление, стремление к общим целям.

При организации и проведении основных видов и этапов практик на факультетах Филиала реализуются современные педагогические технологии и формы контроля ее результатов, направленные на совершенствование и эффективность формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций.

Профессиональная практическая подготовка основана не только на компетентностном подходе, но и на проектно-деятельностном, обеспечивающим освоение навыков научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности обучающихся в составе творческих групп.

В этом направлении совместная работа кафедр строится на выполнении конкретных бизнес-проектов и заявок от предприятий, что дает возможность не только преподавателям, но и обучающимся вникнуть в их реальные проблемы.

Так, студентом выпускной группы заочной формы обучения специальности «Менеджмент» Полянских В.В. по заявке базового предприятия ОО «Липецкий» Филиала «Рязанский» ОАО «СКБ-банк» проведено научное исследование в рамках ВКР «Управление конкурентоспособностью коммерческого банка», что особенно актуально в условиях нарастающей глобальной конкуренции на отечественном финансовом рынке и как следствие снижение конкурентоспособности отечественного сектора банковских услуг за счет повышения экономических и административных издержек бизнеса. Пять выпускников факультета СПО специальности «Информационные системы (по отраслям)» также выполняли заявленные от Липецкого филиала Открытого акционерного общества Междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» темы исследования (Разработка АРМ инженера электросвязи участка систем передачи Станционного цеха Липецкого Городского центра технической эксплуатации телекоммуникаций Липецкого филиала ОАО «Ростелеком» обучающийся АНДРЕЕВ Антон Геннадьевич; Разработка и создание базы данных оборудования и конфигуратора первичной настройки - БУРКОВ Николай Сергеевич; Разработка, создание и внедрение БД «EQS» - ГЛОТОВА Елена Сергеевна; Разработка и создание приложения для расчетов оптимального маршрута оптических линий связи и необходимого количества материалов для их организации - КАРПЕНКО Сергей Викторович; Разработка и создание приложения win32 для просмотра и редактирования баз данных - КИСЕЛЕВ Андрей Леонидович). Выявленные проблемы, в решении которых заинтересованы базовые предприятия, подвергаются всестороннему анализу. Предоставленная выпускниками информация подтвердила заинтересованность бизнеса в совместном решении возникающих проблем. Предложения и рекомендации презентовались на итоговой конференции по практике.

При таком подходе больше внимания уделяется междисциплинарным связям, практическим вопросам, современным методам освоения профессиональных компетенций. Это позволяет вовлечь обучающихся в решение конкретных задач предприятия, стать активным участником процесса обучения, приобрести навыки работы в команде и опыт решения корпоративных задач. В результате такой работы формируются элементы качественно новой системы практической подготовки обучающихся, которую можно охарактеризовать как «обучение в партнерстве с бизнесом», что, в перспективе повысит не только качество подготовки обучающихся, но и конкурентоспособность Филиала.

До начала практики кадровые службы базовых предприятий проводят тестирование практикантов по критериям, определяющим первоначальный уровень профессиональных компетенций. Так, после прохождения производственной практики студентами специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)» от руководителя Липецкого филиала ОАО «Ростелеком» Аверова Д.Л., на имя директора Филиала и лично каждому студенту направлены благодарственные письма: «За активное участие в работе по телекоммуникационному оборудованию избирательных участков и организации работы специальных каналов прямых трансляций выборов Президента РФ».
                    

В 2012-2013 учебном году в процессе прохождения практики в банковских учреждениях выявились определенные проблемы, которые определили тему «круглого стола»: Проблемы организации и прохождения практики студентами специальности «Банковское дело». В обсуждении приняли участие руководители отделов, заместители управляющих, управляющие базовыми банковскими учреждениями, администрация Филиала и ведущие преподаватели выпускающих кафедр.

По итогам работы «круглого стола» банковскими работниками высказана готовность совместно решать задачи по формированию учебно-методической базы и практической подготовки обучающихся к многофункциональной деятельности в банковской сфере. Участниками принята Резолюция.

По результатам освоения профессиональных модулей обучающиеся сдают квалификационные экзамены с участием представителей базовых предприятий.

В сегодняшних условиях важной задачей считается не только приобретение обучающихся опыта работы на конкретном предприятии, но и освоение ими технологий самопродвижения и построения карьеры. Основные цели практик направлены не только на обеспечение единых подходов к организации и проведению, но и трудоустройство обучающихся, соотнесение характера обучения с требованиями современной жизни, формирование у молодежи мировоззрения, способствующего осознанному отношению к учебе, планированию своей карьеры, стремлению ее начать с первого года обучения, сокращение послевузовской адаптации выпускника.

Поэтому практика направлена на интенсивное введение в специальность. В программы учебной практики включены вопросы построения карьеры.

Изменение сложившихся стереотипов в подготовке специалистов, активное и конструктивное сотрудничество с предприятиями бизнеса и органами исполнительной власти, предопределили открытие на базе Филиала Консультационного пункта от Межокружного центра по работе с населением. Работа ведется по согласованному с руководством Центра графику. Реализация поставленных консультационным пунктом задач позволяет:

создать условия для снижения уровня социальной напряженности среди выпускников-молодых специалистов;

использовать различные каналы транслирования на рынок образовательных услуг и труда информации об успехах вуза, деловой карьере выпускников;

применять разнообразные формы содействия трудоустройству и вторичной занятости обучающихся: от постоянных контактов с кадровыми службами предприятий (организаций) до проведения презентаций компаний, «Дней карьеры», «Ярмарок вакансий», «Круглых столов», встреч с выпускниками и др.

Выпускники и обучающиеся старших курсов принимают активное участие в ежегодных областных мероприятиях «День 1С: Карьеры», организуемых Управлением образования и науки, Управлением труда и занятости населения Липецкой области. Студенты и преподаватели посещают мастер-классы и тренинги по предлагаемой тематике. Институту на таких мероприятиях предоставляется возможность заключить долгосрочные договоры о сотрудничестве с предприятиями города.

    

   


Исходя из поставленных целей, обучающиеся приобретая практические навыки построения своей карьеры и самопродвижения, в течение всего периода обучения разрабатывают реальную программу личных действий для возможного трудоустройства и собственной карьеры.

Выпускающие кафедры реализуют эти задачи в следующих формах: преподаватели, представители бизнеса, работники центров занятости населения или выпускники, занимающие руководящие должности проводят лекции и практические занятия по вопросам управления личной карьерой.

   

Студенты знакомятся с требованиями работодателей к конкретным специалистам, посещая кадровые агентства и кадровые службы предприятий; учились составлять резюме, проходить собеседование с потенциальными работодателями с использованием своего резюме. Обучение составлению и оформлению резюме, анкет, ведения переговоров, подписанию контрактов с работодателями, проводилось в форме тренингов. Оказание информационной и психологической поддержки выпускникам (тренинги и тестирование), впервые знакомящихся с рынком труда, осуществляется специалистами ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения», Межокружного центра занятости населения. Занятия проводятся на базе Консультационного пункта института. На встрече обсуждаются вопросы ситуации на региональном рынке труда, правовые аспекты трудоустройства молодых специалистов, социальной защиты и поддержки не занятой молодежи, а также технологии поиска работы.

    



По окончании практик зачислено в резерв предприятий с перспективой трудоустройства 46 человек, трудоустроено – 20 выпускников. В Липецкий региональный филиал ОАО «Россельхозбанк» на должность экономиста отдела сопровождения кредитных проектов по окончании преддипломной практики приняты студенты специальности «Финансы и кредит» Позднякова Е. и Карташова А., в ИФНС России по Липецкой области по Правобережному району г. Липецка – Сутягина А. (направление «Экономика»), Шевцов А. (специальность «Управление персоналом) – в ЗАО «СУ-11 Липецкстрой» на должность старшего инспектора отдела кадров; Бирюков А. – в ОО «ТеплоЦель» на должность коммерческого директора; Овчаренко Т. – в ООО «КомпЛайн» на должность заместителя директора (специальность «Управление персоналом»), Цыганова Е. – в АО «АЛЬФА-БАНК» г. Москва ведущим финансовым консультантом и т.д.

Глотова Е., Киселев А., Сурков Р. выпускники факультета СПО специальности «Информационные системы (по отраслям) – на должности инженеров электронной связи цеха сервисной технологической поддержки в Липецкий филиал Открытого акционерного общества Междугородной и международной электрической связи ОАО «Ростелеком».

В течение учебного года поступающие в адрес руководства Филиала от предприятий положительные отзывы и благодарственные письма о профессиональной компетентности практикантов подтверждают высокий уровень готовности обучающихся и выпускников к трудовой деятельности.

По итогам проводимых мероприятий предполагаемый процент трудоустройства выпускников составит 74. Количество заявок от организаций на выпускников составил 92%, что подтвердили результаты ярмарок вакансий, проводимых на областном и городском уровнях.

По результатам проведенного анкетирования работодателей 52,6% из них отметили, что практиканты имеют достаточно высокий уровень профессиональной подготовки (8 баллов из 9), 21 % подтвердили уровень подготовки выше среднего (7 баллов), средний – 15,8 % (6 баллов) и 0,1 % - самый высокий уровень.

                               

Рисунок – Оценка работодателями уровня профессиональной подготовки обучающихся института

На высокий уровень стремления к приобретению новых знаний и профессиональному росту указало 26,3 % респондентов, выше среднего и средний –10,5 % (6 и 5 баллов соответственно), самый высокий – 47,4 %.

По отзывам 47,4% руководителей предприятий (организаций) студенты имеют очень высокий уровень мотивации к избранной профессии, 26,3 % определило уровень мотивации как средний и выше среднего.

Больше половины опрошенных работодателей (68,4%) отметили достаточно высокий уровень коммуникативной компетентности практикантов, то есть умения позитивно взаимодействовать и сотрудничать с членами коллектива; 84,2 % - высокий уровень общей культуры. Около 60 % - умение адаптироваться к новым условиям (быть профессионально гибкими), показывать высокий уровень готовности к проявлению ответственности, инициативы и активности в работе. Однако, по мнению работодателей, не все выпускники способны быстро реагировать на изменение ситуации, быть дисциплинированными, грамотно оперировать профессиональными терминами и излагать свои мысли, пользоваться современными компьютерными технологиями. Число таких обучающихся невелико – считает 0,1 % руководителей.

Поэтому следует констатировать, что выпускники готовы к выполнению профессиональных обязанностей в соответствии с избранной квалификацией, а институт стремиться обрести высокую репутацию. Профессорско-преподавательскому составу рекомендовано усилить фундаментальную подготовку, формирующую «текущие» прикладные специализированные знания, а не базовые интеллектуальные способности, закладывающие интеллектуальную культуру обучаемых, разноплановость мышления. При этом императивом должны быть знания и навыки, далеко выходящие за пределы непосредственно востребуемых в конкретном трудовом процессе и обеспечивающие вертикальную и горизонтальную мобильность работников, альтернативность перспективы многократного переучивания, повышения квалификации и перманентное совершенствование личностных качеств будущих специалистов. Несовпадение вышеуказанных приоритетов, существующее противоречие между актуальными запросами рынка труда и элементами содержания образования определило тему круглого стола «Вуз на рынке труда и образовательных услуг», проведение которого запланировано на новый учебный год.

Наметились новые тенденции в совместной реализации практикиориентированных технологий с социальными партнерами (работодателями). Часть учебного процесса интегрируется в текущую деятельность предприятий. Крупный розничный ритейл ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» предоставил возможность студентам бесплатно обучаться и стажироваться по образовательным программам компании.

Обучающиеся факультета СПО специальностей «Менеджмент», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Финансы (по отраслям)» на базе ООО «МЕТРО» в 2011-2012учебном году прошли подготовку по «МЕТРО-образовательным программам». Практическая подготовка велась FM и DM - тренерами компании в форме тренинг-сессий. Перед выходом на практику тренеры провели психологические тренинги на темы: «Борьба с возражениями», «Позитивное рассмотрение жалоб», «Искусство общения». Одним из нововведений компании в системе обучения обучающихся-практикантов – использование электронного тренинга «Охрана труда» и «Пожарная безопасность», позволяющий автоматизировать передачу и контроль знаний по безопасности труда.

     

   

По итогам освоения вышеуказанных образовательных программ проведен итоговый контроль знаний и освоенных навыков. Студентам выданы свидетельства компании.

Успешно проходит практика обучающихся факультета среднего профессионального образования специальности «Банковское дело».

11 базовых предприятий города: Филиал ОАО Липецкое отделение Сбербанк России № 8593, Московский индустриальный банк, Филиал ОАО Банк ВТБ в г. Липецке, КБ «Юниаструм Банк», ОАО АКБ «Пробизнесбанк», ОО «Липецкий» Филиала ОАО «УРАЛСИБ» в г. Воронеж, ОО «Липецкий» филиал «Рязанский» ОАО «СКБ-банк», Филиал НБ «ТРАСТ» (ОАО) в г. Липецк обучают практикантов основам банковского дела.

Предварительно, сотрудниками кадровых служб, проводится тестирование практикантов по критериям, определяющим первоначальный уровень профессиональных компетенций. Первоначальный уровень компетенций обучающихся высоко оценивается руководителями банковских учреждений.

С 19 ноября по 29 декабря 2012 г. обучающиеся в режиме вторичной занятости стажируются по образовательным программам компании. За последние 2 года 20 человек из числа выпускников и обучающихся Филиала зачислены в штат предприятия и трудятся по настоящее время.

Достигнута договоренность с Городским Центром занятости населения о совместной работе с созданной службой «Отдел по работе с выпускниками». Отдел планирует активное содействие выпускникам в трудоустройстве, а также проведение тренингов по технологиям поиска работы.

6 июня 2012 г. состоялась первая научно-практическая конференция обучающихся факультетов среднего и высшего профессионального образования выпускных и старших курсов, прошедших практику на базе малого предприятия ООО «Центр «Наука-Инновации-Бизнес», созданного при Филиале в 2010 году. Проведение практик в форме НИРС поддерживает ректорат головного вуза.

В период практик 16 рабочих групп обучающихся проводили исследования инновационного развития Липецкого региона.

На конференции студенты презентовали и защищали свои проекты. Компетентное жюри из числа профессорско-преподавательского состава, помощника ректора по практикам головного Вуза и представителей Администрации Липецкой области наградила лучшие работы по четырем номинациям: «За наиболее актуальную для инновационного развития региона тему исследования», «За лучшую презентацию проекта», «За лучший доклад», «За лучшее исследование». Лучшими были признаны исследования по следующим направлениям: «Инновационная инфраструктура Липецкого региона», «Исследование элементов инновационной инфраструктуры» исследование кадровой составляющей инновационного потенциала в Липецкой области», «Государственно-частное партнерство в инновационной сфере», «Анализ развития малого бизнеса в регионе», «Исследование информированности граждан о региональных мерах поддержки малого и среднего бизнеса», «Оценка информационного обеспечения инновационной деятельности в регионе: компьютерные и Интерент-технологии».

Цель такого подхода к организации и проведению практик – повысить эффективность практической подготовки обучающихся на всех уровнях, обеспечить освоение навыков научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.

Считаем, что проведение практик в форме НИРС, научное творчество обучающихся, как наивысший уровень познавательной деятельности, станет нормативным и действенным средством подготовки будущих специалистов, и внесет посильный вклад в научную работу кафедр Филиала.